среда, 15 октября 2008 г.

Вводный курс. Группа «Пошук – 2»

12 сентября с.г. состоялось первое занятие курсов ГС нового сезона. Оказалось, что пришедшие изучать соционику имеют очень разный уровень знаний от хорошего владении спецификой ГС до практически нулевых. Так что придётся решать задачу приведения к «общему знаменателю». Ну что ж, на то она и гуманитарная соционика с человеческим лицом, чтобы быть доступной широкой публике.

В ходе вводного курса слушатели изучат следующие темы:

1. Что такое соционика? Её предмет и метод.

2. Для чего нужна соционика? Две основные задачи соционики:

  1. оперативная оценка человека и создание эффективных команд под ту или иную задачу
  2. научиться управлять своими психоресурсами, осознав себя как целостную личность со своими преимуществами и проблемами

3. Устройство психики согласно ГС: собственно социотип, подтип, функциональный профиль, текущее состояние.

4. Проявления признаков Юнга (рацио/иррацио, экстра/интро, логика/этика, сенсорика/интуиция) на физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном уровнях. Пиктограммы.

6. Понятие квадры. Обзор социона по квадрам. Построение типального образа по четырём ключевым словам. Влияние подтипов и акцентуированных функций.

7. Соционическая диагностика: теория и практика. Схема естественного распознавания типических образов. Искусственная и естественная типологии.

Особое внимание слушателям я рекомендую обратить на различие между узким и широким пониманием типа. В узком смысле под социотипом понимают устойчивую систему психических функций, которая сложилась в ходе естественной адаптации живого объекта к усложняющимся условиям существования. Это привычный естественнонаучный подход в изучении биологического и социального поведения ─ подход апостериори.

Однако есть и широкая интерпретация, которая трактует тип как изначальный прообраз ─ архетип, существующий априори (до опыта). В духе широкой трактовки социотипом обладает любая сложная система, не только один человек, но и любая устойчивая группа людей, а также менталитет, образ жизни, идеология, картина мира и т.д. При этой трактовке возникает проблема независимого от объекта существования типа как такового. А также вопрос о внедрении типа в объект. А это уже попахивает идеализмом и креационизмом, которые считаются несовместимыми со строгой наукой.

Комментариев нет: